Записи с темой: ТРАДИЦИИ, Традиции, традиции (3)
Сейчас понять, замужем девушка или нет можно по кольцу или через страницу в социальной сети, или по паспорту, если сможешь туда заглянуть. Раньше же отличительных признаков было намного больше. Как можно было легко и быстро узнать статус незнакомой девушки на Руси?

По головному убору

Головной убор на Руси был не только защитой от солнца и холода, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку всё у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая "макушка" была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам.



После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веках убор замужней женщины назывался "повойником", напоминал головное полотенце.



В XV-XVI веках женщины стали носить "убрус" - вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.



По венцу

Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съёмную переднюю часть, которая называлась очельем.



Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово "венец" происходит от русского "венить", то есть "заниматься жатвой". Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому жених получал помощницу "на вено" ("на жатву";), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.



По серьгам

На Руси была традиция, связанная с ношением серёжек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче – по статусу.



По косе

Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда. Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу – означало, что она в "активном поиске".



Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – "на выданье". Как только у неё появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от её середины.



Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и её семья уже определились с кандидатом в мужья. В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла "космачом". В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, намёк на её новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова -документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для неё выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.



По орнаменту и цвету одежды

Орнамент на одежде мог много рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей - у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки.



А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде. Рогатая лягушка на рисунке передника - символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка - это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. Так что, рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.



По юбке

Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной - до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично – поверх неё надевали более плотные одежды. Незамужние девицы носили запону — холщёвый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх неё. Запону всегда подпоясывали.



Замужние женщины носили поверх рубахи понёву (или поньку) — юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закреплённую вокруг талии шнуром - гашником. Куда лучше спрятать? – за гашник. - это ещё с тех пор!



Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в понёву - это символизировало её согласие на брак. Завязывали на ней понёву родители, или брат. Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, понёву надеть не могла.



По обручальному кольцу

Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, что-бы рассмотреть, есть ли у неё кольцо на пальце - то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое.






@темы: свадьба, Русь, традиции, обычаи, девственница, замуж, дева

С приходом весны расцветает любовь и близится период свадеб
С приходом весны расцветает любовь и близится период свадеб. В связи с этим возникает множество вопросов. Придерживаться ли классического этикета или отправиться на поиски эксцентричного костюма?

В этом году, по сравнению с прошлыми годами, и невесты и гости готовятся к свадьбе гораздо более своевременно, загодя. Приятно, что невесты пошив платья не оставляют на последний момент, а своевременно находят швею, обозначают идею и заблаговременно начинают изготовление платья. Следует отметить и то, что в этом году будущие невесты приходят в салоны или к портнихам с отважными и продуманными идеями.

В этом году в моде индивидуальный стиль в соответствии со вкусом каждой невесты. То есть свадебное платье уникально и создано для одной невесты. Актуальность кружев в этом сезоне полностью проявляет себя в свадебных платьях. Все чаще невесты хотят и заказывают полностью кружевное свадебное платье и не боятся создавать индивидуальный дизайн. А самые отважные экспериментируют и выбирают розовый или бирюзовый цвет вместо классического белого.

Индивидуальность проявляется в силуэтах, длине, цвете платья. Оно может быть цветным, в мягких пастельных тонах или серебристо-серым. В этом году растущим спросом пользуются платья, состоящие из двух частей — легкая, длинная юбка из тюля или шифона, скомбинированная с укороченным кружевным верхом. Материалом номер один в свадебных платьях являются кружева. Если еще несколько лет назад невесту приходилось убеждать в необходимости кружев, то сейчас невесты сами приходят и выбирают их в виде акцента, а иногда и создавая из них платье.

Часть невест свадебное платье мечты придумали еще в детстве. Спустя годы, фасоны платьев меняются, но не так уж сильно. Однако используются новые и более современные ткани. Поэтому иногда невесты поддаются давлению окружающих на выбор платья, его цвета и фасона, а затем злятся на себя потому, что не осуществили мечту. Выбирайте мечту!.

В этом году молодожены чаще думают о гостях как о едином элементе свадебной концепции. Молодые часто облегчают задачу гостей, указав желаемый вид и цвет одежды уже в приглашении. Вместо привычного дресс-кода определяются конкретные цвета, в которых молодожены желают видеть своих гостей. Таким образом, создается единая цветовая гамма и стиль свадьбы, заметный не только в интерьере, предметах и мероприятиях, но и в нарядах свадебных гостей.



Американская традиция

Все чаще невест привлекает традиция из американских фильмов — подружки невесты (bridesmaids англ.). Это чаще всего близкие люди — подруги, приятельницы — которые помогают ей подготовиться к свадьбе. Несмотря на то, что традиция включает много разных задач и заданий, невесты используют лишь визуальный элемент — единое оформление нарядов. Обычно наряды подружек подбираются к нарядам пары, месту проведения свадьбы и декорациям. Иногда шьют идентичные наряды, но чаще всего используют акценты из цветов или объединяющие аксессуары.





@темы: мода, мечты, свадьба, традиции, платье, наряд

Оригинал взят у maggala в Традиция просить прощения в последнее воскресенье перед Великим Постом
Традиция просить прощения в последнее воскресенье перед Великим Постом
В этом году православные отмечают Прощенное воскресенье 13 марта. Прощенное воскресенье — последний день масленичной недели, и начало Великого поста. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, ведь именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов.

В этот день каждый просит простить его за нанесенные обиды, даже если они были причинены нечаянно.

Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно спрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Традиция просить прощения в последнее воскресенье перед Великим Постом восходит к древним египетским монахам. Жизнь их была непроста, и уходя на все 40 дней поста в пустыню, никто из них не был уверен, что вернется обратно. Прощаясь друг с другом, как перед смертью они просили друг у друга прощения накануне.

Древняя традиция перед Великим постом просить друг у друга прощения подразумевала прежде просьбу о прощении, а не получение его, и не примирение. Конечно же, эта просьба совмещала и личное покаяние, причем важно было не просто попросить у человека прощения, а примириться с ним в душе. Даже если этот человек очень неприятный, даже если это человек, который желает вам зла, даже если это человек, который готов вами манипулировать, посмеяться… Это нужно вам самим!

Попросить прощения и внутри примириться — это нужно самому человеку, это его духовное упражнение, и начало великопостного действия покаяния.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

Есть ли смысл просить прощения в социальных сетях?

Разные священники относятся к этому по-разному. Вот мнение одного из них, Игоря Перекупа.

"В канун Великого Поста facebook и другие площадки общения зацветают персонально адресованными и обращенными в свободный эфир ритуальными просьбами-ответами о прощении. С одной стороны — прекрасно: "всемирная паутина" наполняется добром, ну и, кроме шуток, это ведь хорошо, когда люди просят прощения друг у друга. Лично мне это нравится, но я очень хорошо понимаю тех, кого изобилие призывных тем "Простите меня, братья и сестры!" раздражает.

И речь не о том, что обращения ко всем с просьбами о прощении — бессмысленны, безответственны, легкомысленны и формальны. Это не так. Человек вполне отдает себе отчет, что он мог неосторожно выразиться, не так сформулировать мысль или сгоряча съязвить, задев тем самым не только собеседника (из собеседников, может, он вообще никого не смутил, потому что друг друга они поняли правильно, общаясь в одном ключе), но и кого-то из читателей темы или комментариев невольно огорчил. Понимая это, он и обращается с просьбой о прощении. Вопрос в том, реально ли его раскаяние и покаяние, или это его виртуальный образ кается и просит прощения. Причем это проблема не только общения в социальных сетях. Ведь привычный пароль-отзыв "прости-Бог простит" иной раз тоже произносится без претензии на сакраментальность и без малейшего чувства ответственности. Так стоит ли это делать? Видимо каждый все же решает для себя этот вопрос сам, в соответствии со своим собственным пониманием мира и его законов.




@темы: праздник, эмоции, вера, религия, традиции, обычаи